ЙОГАЧАРЫ



  1. Йогачары

    Виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой (См. Мадхьямика)) религиозно-философских школ Буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н.


    Большая советская энциклопедия




  2. ЙОГАЧАРЫ

    ЙОГАЧАРЫ (виджнянавадины) — последователи одной из двух основных школ буддизма — махаяны. Главные представители: Асанга (4 в.) — Васубандху (5 в.) — логики Дигнага (6 в.) и Дхармакирти (7-8 вв.).


    Большой энциклопедический словарь




  3. Йогачарья

    (Yogâcârya — последователь Йога) — индийская буддийская секта или школа, находящаяся в связи с философской школой Йога (см.) Основателем ее считается Арджасангха (VII в. по Р. Хр.), учивший, что самосознание вечно, но не отожествлявший его с Богом, как это делал Патанджали.

    С. Б—ч.


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  4. йогачарья

    Йогачарья, одна эзотерическая, другая народная. Доктрины последней собрал и снабдил комментариями Асамгха


    Теософский словарь




  5. йогачара

    сущ., кол-во синонимов: 1 школа 68


    Словарь синонимов русского языка




  6. ЙОГАЧАРА

    ЙОГАЧАРА (санскр. yogacâra, букв. – практика йоги) – школа в буддизме махаяны; другие ее названия

    получила по названию базового трактата «Йогачара-бхумишастра» («Наставление по основам йогической практики

    »). Главными текстами йогачаров были «Махаяна-санграха» Асанги, два небольших трактата Васубандху

    йогачарами сочинений, приписываемых Майтреянатхе, дает основания некоторым исследователям (в частности

    и описание трех моделей сознания. Особенностью философской позиции йогачаров является полное сведение бытия


    Новая философская энциклопедия




  7. Йогачара

    (виджнянавада) — философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея, а также Асанга и Васубандху. Расцвет школы о


    Краткий религиозный словарь




  8. йогачар(ы)

    орф.

    йогачары, -ов, ед. -чар, -а


    Орфографический словарь Лопатина




  9. АГАМА-АНУСАРА

    АГАМА-АНУСАРА – см. Йогачара [ЙОГАЧАРА].


    Новая философская энциклопедия




  10. НЬЯЯ-ВАДА

    НЬЯЯ-ВАДА – см. Йогачара [ЙОГАЧАРА].


    Новая философская энциклопедия




  11. ВИДЖНЯНАВАДИНЫ

    ВИДЖНЯНАВАДИНЫ — см. Йогачары.


    Большой энциклопедический словарь




  12. Аляя Виджнана

    Внутреннее познание; высшее состояние, согласно Йогачарам; синоним Бхута-Татхата.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  13. ваджрачарья

    Санскр.) Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев, "Верховный Учитель Ваджры".


    Теософский словарь




  14. Дигнага

    Дигнага

    (между 480 и 540), средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров, основатель буддийской логики.


    Большая биографическая энциклопедия




  15. ДИГНАГА

    ДИГНАГА (между 480 и 540) — средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров, основатель буддийской логики.


    Большой энциклопедический словарь




  16. прасанга мадхьямика

    Санскр.) Буддийская школа философии в Тибете. Она следует, подобно системе Йогачарья, заповедям

    Махаяны, или "Большой Колесницы"; но, будучи основанной намного позже Йогачарьи, она даже наполовину


    Теософский словарь




  17. Дхармакирти

    Дхармакирти

    (VII—VIII вв.), индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики.


    Большая биографическая энциклопедия




  18. ДХАРМОТТАРА

    – представитель школы йогачара [ЙОГАЧАРА] в индийском буддизме. Сохранившиеся сведения о его жизни

    крайне скудны, сочинения мало изучены. Дхармоттара принадлежал к крайнему крылу школы йогачара

    другого крыла йогачары (представленного, в частности, Дхармакирти [ДХАРМАКИРТИ]), признававшего


    Новая философская энциклопедия




  19. ДХАРМАКИРТИ

    ДХАРМАКИРТИ (7-8 вв.) — средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики.


    Большой энциклопедический словарь




  20. марга

    что есть "обладание ортодоксальными воззрениями", с чем истинный йогачарья не имел бы ничего общего.


    Теософский словарь




  21. ВАСУБАНДХУ

    йогачаров, школы буддизма махаяны. В сочинении "Абхидхармакоша" изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики.


    Большой энциклопедический словарь




  22. Мадхьямика-Сватантрика

    эта школа в свою очередь разделилась на две школы, одна из которых слилась с Вайбхашикой, а другая — с Йогачарой


    Краткий религиозный словарь




  23. АСАНГА

    из главных учителей школы йогачара (виджнянавада) — в центре которой — идея исключительной значимости виджняны, или чистого сознания.


    Большой энциклопедический словарь




  24. Асанга

    из главных учителей школы йогачара (виджнянавада), в центре которой — идея исключительной значимости виджняны, или чистого сознания.


    Большая биографическая энциклопедия




  25. Васубандху

     — представитель йогачаров, школы буддизма махаяны. В сочинении «Абхидхармакоша» изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики.


    Большая биографическая энциклопедия




  26. арьясанга

    Санскр.) Основатель первой Школы Йогачарья. Этот Архат, непосредственный ученик Готамы Будды

    Уде) около пятого или шестого века нашей эры, и, в добавление к системе Йогачарья, учившей культу

    школы Йогачарья, которая является ни северной, ни южной, но абсолютно эзотерической. Хотя ни одна

    из подлинных книг Йогачарья ("Нарджол чодпа") никогда не попадала в руки публики или в продажу

    все же в "Йогачарья Бхуми Шастре" псевдо-Арьясанги можно найти многое из старой системы, в доктрины которой


    Теософский словарь




  27. ВИДЖНЯНА

    действий прошлой жизни (карма [КАРМА]). Центральное место понятие «виджняна» занимает в школе йогачара [ЙОГАЧАРА].

    В.Г.Лысенко


    Новая философская энциклопедия




  28. ваджрасаттва

    Йогачарья, - последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же Бодхисаттв - "сынов разума" первых


    Теософский словарь




  29. АСАНГА

    йогачара [ЙОГАЧАРА]в Индии. Родился в Пурушапуре (совр. Пешавар, Пакистан). Как и его средний брат

    ее, заложив, т.о., теоретические основы махаянистической школы йогачара. Проповедовал учение своей школы

    во многих частях Индии, основал 25 монастырей. Обратил в сподвижника йогачаров своего брата Васубандху

    приписываются 19 трудов, среди которых «Йогачарабхуми-шастра» («Наставление по основаниям йогачары


    Новая философская энциклопедия




  30. ваджрапани

    поклоняются как богу, а Посвященные — как субъективной Силе, истинная природа которой известна лишь и объясняется высшими Посвященными Школы Йогачарья.


    Теософский словарь




  31. мудра

    имитируют древние санскритские буквы магической силы. Первоначально употреблялись в Школе Йогачарья


    Теософский словарь




  32. ВИДЖНЯНА-ВАДА

    разрабатывавшаяся в буддийской школе йогачара [ЙОГАЧАРА]. Йогачаров за приверженность названной концепции называли

    школе йогачаров (последователей Дигнаги) концепция сознания-сокровищницы, или «всесохраняющего

    которой и являются все вещи эмпирического мира. Аналогичным образом, у йогачаров модификации

    йогачаров пришли к выводу, что для перехода в нирвану йогинам-буддистам не нужно изменять строение


    Новая философская энциклопедия




  33. АРТХА-КРИЯ-КАРИТВА

    йогачара [ЙОГАЧАРА]реальность вещей окружающего мира разъяснялась как их способность быть предметами


    Новая философская энциклопедия




  34. дхарани

    мистическими и практически действенными при их применении. Теперь, однако, лишь школа Йогачарья


    Теософский словарь




  35. саманта бхадра

    Санскр.) Букв., "Вселенский Мудрец". Имя одного из четырех Бодхисаттв Школы Йогачарья, Махаяны


    Теософский словарь




  36. ВАСУБАНДХУ

    [АСАНГА]перешел в школу йогачара [ЙОГАЧАРА], теоретические основы которой разрабатывал вместе с Асангой

    для школы йогачара концепцию всего сущего как сознавания (виджнаптиматра). В последнем ввел различение


    Новая философская энциклопедия




  37. СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМИКА

    в мадхьямику идеи йогачары [ЙОГАЧАРА],а Харибхадра (8–9 вв.) и его последователи – саутрантики. Оба


    Новая философская энциклопедия




  38. маричи

    из него олицетворенный свет, родителя Сурьи, Солнца, и прямого предка Махакашьяпы. Северные буддисты Школы Йогачарья


    Теософский словарь




  39. АЛАЯВИДЖНЯНА

    философии буддийского идеализма йогачаров-виджнянавадинов, означающее особый вид сознания, в котором

    потребность йогачаров в Абсолюте, притом иным путем, чем тот, который осуществился в учении

    рассматривается и в другом раннем сочинении йогачары – «Самнидхинир-мочана» (Объяснение глубинных

    текстом для основанной Куйцзи школы Фасян-цзун (7–9 вв.). Китайский йогачар, историк и философ Сюань


    Новая философская энциклопедия




  40. ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА

    системах – вначале в мадхьямике [МАДХЬЯМИКА]и йогачаре [ЙОГАЧАРА], а затем в заимствовавшей

    [САНСАРА]и нирваны [НИРВАНА]. Йогачары, напротив, оставляют большее пространство для онтологического

    – к йогачарам. Последний вводит и четвертую реальность – самого Незнания, обусловливающего мир


    Новая философская энциклопедия




  41. авалокитешвара

    Потому, если Школа Йогачарья провозгласила Авалокитешвару, как Падмапани, "Дхиани Бодхисаттвой Амитабха Будды


    Теософский словарь




  42. КАМАЛАШИЛА

    КАМАЛАШИЛА (санскр. – Kamalašĩla) (ок. 700–750 или 713–794) – представитель школы йогачара


    Новая философская энциклопедия




  43. ПАНЧАВИДХАКАЛЬПАНА

    система йогачары [ЙОГАЧАРА], реконструированная Ф.И.Щербатским из основного сочинения Дигнаги


    Новая философская энциклопедия




  44. ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

    в изучение буддийских систем виджнянавада (йогачара) и мадхъямика, индуистской системы ньяя. Разработанный


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  45. "ТАТТВА-САНГРАХА"

    мадхьямики [СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМИКА], принимавшего также отдельные положения йогачары [ЙОГАЧАРА

    трактата: переубедить идейных противников в преимуществах йогачаро-сватантрика-мадхьямики


    Новая философская энциклопедия




  46. Махаяна

    школы М.: йогачара (См. Йогачары), или виджнянавада (основатель Асанга), и Мадхьямика, или шуньявада


    Большая советская энциклопедия




  47. САУТРАНТИКА

    [ШУНЬЯТА]),и в понимании йогачары [ЙОГАЧАРА]как сознания-сокровищницы (алаявиджняна [АЛАЯВИДЖНЯНА


    Новая философская энциклопедия




  48. СЮН ШИЛИ

    ученого того времени Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать учение буддистской школы йогачара (См

    философскую систему «новой йогачары» (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь). В 1950-е гг


    Новая философская энциклопедия




  49. СВАЛАКШАНА

    йогачаров, обозначающий индивидуальную вещь как комплекс точечных элементов в первый момент


    Новая философская энциклопедия




  50. БХАВАВИВЕКА

    основоположник свататантрика-мадхьямики.Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи


    Новая философская энциклопедия




  51. школа

    десятилетка 1 дюсш 1 заграншкола 1 интернат 7 йогачара 1 кавшкола 1 кано 5 катхак 1 киношкола 1 кломпенсхооле


    Словарь синонимов русского языка




  52. АБХИДХАРМА

    Кашьяпия, Стхавировада, Вибхабжьявада, Саутрантика иранняя Йогачара [ЙОГАЧАРА]). Эти разномнения


    Новая философская энциклопедия




  53. ПАДАРТХА

    еще и небытие (абхава [АБХАВА]).

    В др. системах индийской философии (ньяя, джайнизм, йогачара


    Новая философская энциклопедия




  54. ШУНЬЯТА

    Но мадхьямики и йогачары (в этом вопросе полностью разделявшие взгляды первых) вовсе не стремились


    Новая философская энциклопедия




  55. ЧИТТА

    занимает важное место в идеализме йогачары, согласно которому мир есть не что иное, как читта, обращающаяся


    Новая философская энциклопедия




  56. триратна или ратнатрайа

    м-ром Эйтелем "атеистическим" — разъяснил бы термин Триратна правильно. Философ Школы Йогачарья


    Теософский словарь




  57. ДИГНАГА

    ДИГНАГА (санскр. Dignāga) (ок. 450–520) – основатель религиозно-философской школы йогачара


    Новая философская энциклопедия




  58. МАДХЬЯМИКА

    следуя Бхававивеке, привнесли в школу идеи и принципы йогачары [ЙОГАЧАРА] – второй философской школы

    махаяны, мадхьямика самостоятельно или в синкретическом единстве с йогачарой играла и играет ведущую


    Новая философская энциклопедия




  59. пратьека будда

    Йогачарья, все же это всего лишь степень высокого интеллектуального развития, без истинной духовности


    Теософский словарь




  60. БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    махаяны – мадхьямика [МАДХЬЯМИКА]и йогачара [ЙОГАЧАРА].

    УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. Философская

    по-разному. Йогачары (к которым принадлежали Дигнага и Дхармакирти) считали, что чувственное знание


    Новая философская энциклопедия




  61. ЙОГА

    йогачары.

    О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная


    Новая философская энциклопедия




  62. БУДДИЗМ

    Махаяны: мадхьямики (Нагарджуна, Арьядэва (3 в.), Васу-бандху (5 в.); и йогачары (Асанга (4

    дхарм (скадхи). Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена


    Новейший философский словарь




  63. НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО

    под значительным влиянием буддизма, в особенности школы йогачары (вэйши). Это влияние проявилось

    систему «новой йогачары» («нового учения о только-сознании» – синь вэйшилунь). Лян Шумину принадлежит


    Новая философская энциклопедия




  64. ЧАНЬ ШКОЛА

    между субъектом и объектом, сансарой и нирваной. Следуя учению йогачаров-виджнянавадинов о «только сознании


    Новая философская энциклопедия




  65. КАРМА

    существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый


    Новая философская энциклопедия




  66. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ],в 3–4 вв. – сутры ньяи и веданты, в 4 в. – основополагающий текст йогачары «Мадхьянтавибхагасутра

    дальнейшей экзегезы. Существенными событиями стало появление в рамках йогачары школы буддийской логики

    их лишь как его стадии); буддисты-йогачары проложили между ними непроходимую пропасть, считая


    Новая философская энциклопедия




  67. Буддизм

    в хинаяне — вайбхашики и саутрантики, в махаяне — йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики


    Большая советская энциклопедия




  68. БУДДИЗМ

    стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада) — имевшие


    Большой энциклопедический словарь




  69. Индия

    онтологической пустоты связывается с диалектичностью человеческого познания, и учении виджнянавады (йогачара

    См. Йогачары) 3—5 вв.), где в качестве единственной безусловной реальности выступает само сознание


    Большая советская энциклопедия




№2 (2397)№2 (2397)№3 (2360)№3 (2360)№4 (2359)№5 (2354)№6 (2318)№7 (2316)№8 (2314)№9 (2310)№9 (2310)№10 (2302)