миманс



  1. миманс

    МИМАНС, а, м. Сокращение: мимический ансамбль (группа мимов).


    Толковый словарь Ожегова




  2. миманс

    миманс м.

    Мимический ансамбль (в речи актёров).


    Толковый словарь Ефремовой




  3. МИМАНС

    МИМАНС (сокр. от мимический ансамбль) — группа артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок.


    Большой энциклопедический словарь




  4. миманс

    Миманс, мимансы, миманса, мимансов, мимансу, мимансам, миманс, мимансы, мимансом, мимансами, мимансе, мимансах


    Грамматический словарь Зализняка




  5. миманс

    сущ., кол-во синонимов: 1 ансамбль 38


    Словарь синонимов русского языка




  6. миманс

    орф.

    миманс, -а (мимический ансамбль)


    Орфографический словарь Лопатина




  7. миманс

    миманс

    , -а


    Орфографический словарь. Одно Н или два?




  8. миманс

    МИМАНС -а; м. Мимический ансамбль; группа артистов, участвующих в мимических массовых сценах оперных и балетных постановок. Артист миманса.


    Толковый словарь Кузнецова




  9. миманса

    Санскр.) Школа философии; одна из шести в Индии. Существуют две Мимансы, старая и новая. Первую

    "Пурва-Мимансу", создал Джамини, а более позднюю или "Уттара-Мимансу" — один из Вьяс

    является древнейшей из всех шести Даршана (букв., "проявлений"), но даже в отношении Пурва-Мимансы


    Теософский словарь




  10. миманса

    орф.

    миманса, -ы (одна из филос. систем индуизма)


    Орфографический словарь Лопатина




  11. МИМАНСА

    1) Пурва-миманса (прежнее, раннее исследование) — одна из ортодоксальных даршан. Изначальное

    школы — "Миманс а-сутра" Джаймини. Комментарий ("бхашья") Шабары (ок. III в. до н. э.) впервые

    из предварительно постигаемых значений его составляющих. 2) Уттара-миманса — "последующая миманса

    " — одно из названий веданты; обосновано тем, что если пурва-миманса исследует ведические гимны и ритуалы


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  12. Миманса

    занимавшаяся толкованием Вед (См. Веды). Называется также карма-мимансамиманса действия

    ») и пурва-миманса («первая миманса»), в отличие от уттара-мимансы, или веданты (См. Веданта). Основателем М


    Большая советская энциклопедия




  13. миманса

    сущ., кол-во синонимов: 1 индуизм 8


    Словарь синонимов русского языка




  14. МИМАНСА

    МИМАНСА (санскр. mīmāṃsā – размышление, исследование) – одна из шести ортодоксальных школ индийской

    философии. Более точно мимансу принято именовать пурва-мимансой, или первой мимансой, в отличие

    от уттара, или второй мимансы, под которой традиционно подразумевается веданта [ВЕДАНТА]. Одни

    – характеристику их как двух сменяющих друг друга этапов духовного развития. Иногда мимансу называют карма

    мимансой, подчеркивая ее связь с индуистской религиозной практикой.

    В Индии издревле существовало


    Новая философская энциклопедия




  15. Миманса

    (санскрит. Mîmânsâ, первично = "размышление, умозрение"; специальное значение этого термина развилось уже позднее) — название одной из шести главных индийских школ (см. Индийская философия). Под этим общим именем известны два философских учения.


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  16. МИМАНСА

    МИМАНСА (санскр., букв. — исследование) — одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед

    систем индийской философии. Другое название — пурва-миманса ("первая миманса" — в отличие

    от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. "последняя миманса"). Основана Джаймини. Исходя

    ") и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса


    Большой энциклопедический словарь




  17. "МИМАНСА-СУТРА"

    Осн. текст школы миманса, приписан авторству Джаймини (ок. IV—III вв. до н. э.). В 12 разделах


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  18. ПУРВА-МИМАНСА

    ПУРВА-МИМАНСА – см. Миманса [МИМАНСА].


    Новая философская энциклопедия




  19. УТТАРА-МИМАНСА

    УТТАРА-МИМАНСА – см. Веданта [ВЕДАНТА].


    Новая философская энциклопедия




  20. уттара миманса

    Санскр.) Вторая из двух Миманс — первая есть Пурва (первая) Миманса — которые, соответственно

    образуют пятую и шестую из Даршан, или школ философии. Мимансы включены в общее название Веданта, хотя


    Теософский словарь




  21. Пурва-миманса

    См. Миманса и Индийская философия.


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  22. "МИМАНСА-СУТРЫ"

    «МИМАНСА-СУТРЫ» (санскр. «Mīmāṃsā- sūtra») – сутры мимансы [МИМАНСА], датируемые периодом с 2

    творца Махабхараты, «Панчатантра» содержит рассказ о его смерти: по преданию, основоположник мимансы

    была одна из древнейших Брахман – Джайминия-брахмана.

    «Миманса-сутры» состоят из двенадцати разделов

    входят 2745 сутр. Основная тема «Миманса-сутр» – исследование дхармы [ДХАРМА]. С историко

    » в мимансу. Они содержат определение основной задачи, которую решали ее адепты, – исследование дхармы


    Новая философская энциклопедия




  23. ПУРВА-МИМАНСА

    ПУРВА-МИМАНСА — см. Миманса.


    Большой энциклопедический словарь




  24. "МИМАНСА-СУТРА-БХАШЬЯ"

    «МИМАНСА-СУТРА-БХАШЬЯ» (санскр. «Mīmāṃsā- sūtra-bhāṣya») – самый древний среди сохранившихся

    и наиболее авторитетный комментарий на «Миманса-сутры» Джаймини, один из важнейших памятников пурва

    мимансы [МИМАНСА]. Текст комментариев в основном сложился, по-видимому, в эпоху Гуптов. Его формирование

    под ее руководством самых различных течений, составивших синкретическую религию индуизма.

    Автором «Миманса-сутра

    В «Миманса-сутра-бхашье» немало места уделяется варварам-млеччхам, их нравам и физиологическим


    Новая философская энциклопедия




  25. ДЖАЙМИНИ

    ДЖАЙМИНИ (первые вв. до н. э. ) — древнеиндийский философ, основатель философской системы мимансы (пурва-мимансы) — автор "Миманса-сутры".


    Большой энциклопедический словарь




  26. Джаймини

    Джаймини

    (около I в. до н. э.), древнеиндийский философ, основатель философской системы мимансы (пурва-мимансы).


    Большая биографическая энциклопедия




  27. ДЖАЙМИНИ

    ок. IV—III вв. до н. э.) — автор "Миманса-сутр", основного текста системы (щрва)миманса. Др. сведений нет.

    А. Парибок


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  28. Уттара-миманеа

    санскр. Uttara-mîmâňsâ) — см. Миманса.


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  29. КУМАРИЛА БХАТТА

    VII в.) — виднейший философ мимансы и основатель одной из двух ее подшкол. Автор пространного

    комментария в 3 частях на "Миманса-сутры" и первичный комментарий Шабары. Первая, философски значимая

    обосновываются здесь как источники верного знания, утверждается нетварность и непогрешимость Вед и др.; см. МИМАНСА.

    А. Парибок


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  30. КУМАРИЛА БХАТТА

    основных направлений религиозно-философской школы миманса.


    Большой энциклопедический словарь




  31. индуизм

    сущ., кол-во синонимов: 8 брахманизм 4 вишнуизм 1 кришнаизм 2 кришнаитство 2 миманса 1 религия 50 тантризм 1 шиваизм 1


    Словарь синонимов русского языка




  32. ПРАБХАКАРА

    Ученик Кумарилы, основатель одного из двух гл. направлений мимансы, комментатор "Шабарабхашьи". Время жизни — приблизит. VII—VIII вв.

    М. Альбедиль


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  33. Кумарила Бхатта

    основатель одного из двух главных направлений религиозно-философской школы миманса.


    Большая биографическая энциклопедия




  34. Даршана

    и уничтожение ее в душе мира. Эти шесть школ носят следующие названия: Ньяя, Вайсешика, Санкхья, Йога, Пурва-миманса, Уттара-миманса.

    С. Б.


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  35. джаймини

    как утверждается, он получил от своего Гуру. Он является также знаменитым основателем и писателем по философии Пурва Миманса.


    Теософский словарь




  36. ШАБАРА

    Автор первичного комментария (бхашья) на "Миманса-сутры", не ранее II в. н. э. Его труд интересен

    труда Ш., Кумарила разворачивает в форме вторичного комментария гносеологию мимансы.

    А. Парибок


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  37. ШАБДА

    В философии большое значение имел многовековой спор между мимансой, полагавшей Ш. вечной

    и прочими школами, считавшими звук (в т. ч. членораздельный) тварным. В мимансе этот тезис подкреплял

    утверждение об извечности и безавторстве Вед. Наблюдаемое начало и конец слышимых звуков речи в мимансе


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  38. АПУРВА

    АПУРВА (санскр. Apūrva – не-первое, возникающее после) – одна из важнейших категорий пурва-мимансы

    [МИМАНСА], означающая цель жертвоприношения. По мнению мимансаков, лишь несведущие люди приписывают

    Их авторитет, однако, несопоставим с авторитетом ведийского текста. Веды [ВЕДЫ]же, согласно учению мимансы

    содержат лишь имена богов, но не призывы поверить в их реальное существование. Согласно мимансе


    Новая философская энциклопедия




  39. Кумарила-бхатта

    Миманса (см.), ожесточенный противник буддизма, с которым боролся не только словом, но и силой


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  40. ПРАБХАКАРА МИШРА

    ПРАБХАКАРА МИШРА (600–700) – индийский учитель ритуала и философ, представитель мимансы [МИМАНСА

    ], создатель школы, противостоявшей преобладавшему в мимансе течению, восходящему к Кумарила Бхатте

    сохранившемся из приписываемых ему комментариев на «Миманса-сутры»и «Миманса-сутра-бхашью», Прабхакара


    Новая философская энциклопедия




  41. АБХИХИТА-АНВАЯ

    доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в мимансе [МИМАНСА

    не только Бхартрихари, но и сторонниками другого учителя мимансы – Прабхакары Мишры [ПРАБХАКАРА МИШРА


    Новая философская энциклопедия




  42. ШАБДА

    как вечная субстанция (миманса [МИМАНСА]),либо как изменчивое качество (вайшешика [ВАЙШЕШИКА

    привела грамматистов к введению понятия спхоты (носителя смысла).

    Грамматисты и сторонники мимансы верили

    того, что именно в слове вечно. С точки зрения мимансы вечны звуки, или фонемы, смысловые же единицы

    и то, что позволяет это объяснить, есть спхота. Кроме веры в вечность Вед, миманса и грамматисты разделяли

    ]). Врожденность связи слова и объекта была для мимансы способом оправдания отсутствия у Вед автора


    Новая философская энциклопедия




  43. ПРАТИБХА

    ]), признаваемых в качестве независимых в мимансе [МИМАНСА]и веданте [ВЕДАНТА]. Так, мимансаки считали


    Новая философская энциклопедия




  44. УПАМАНА

    мимансе [МИМАНСА]. По «Ньяя-сутрам», упамана – «средство познания предмета через [его] сходство


    Новая философская энциклопедия




  45. АРТХАПАТТИ

    ]), признаваемый независимым в мимансе [МИМАНСА]и веданте [ВЕДАНТА].У Шабарасвамина в «Мимансасутра-бхашье


    Новая философская энциклопедия




  46. НИЙОГА

    НИЙОГА (санскр. niyoga – предписание, обязанность) – термин мимансы [МИМАНСА], означающий

    осмысления мотивации выполнения реципиентом этих предписаний. По «Миманса-сутрам», действия совершаются

    мимансы Бадари, настаивавшему на том, что предписания следует совершать из «чистого долженствования


    Новая философская энциклопедия




  47. ДЖАЯНТА БХАТТА

    их авторитетности, предлагаемое сторонниками мимансы. Однако несмотря на апологетический характер своего

    были сторонники мимансы и буддизма), если считает ее правильной. Напр., он примыкает к мимансе

    а иногда спорит с мнениями буддиста Дхармакирти. В целом его полемика с мимансой и буддизмом


    Новая философская энциклопедия




  48. Упанга

    история, Ньяя — логика и метафизика, Миманса — философское учение о религиозных обязанностях


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  49. КУМАРИЛА БХАТТА

    представителей мимансы [МИМАНСА].С именем Кумарила Бхатты связаны многие стороны брахманистского ренессанса

    ») и «Брихаттика» («Большое толкование») – представляют собой комментарии на «Миманса-сутры»и «Миманса

    и традиционную для мимансы реалистическую концепцию восприятия (пратьякша [ПРАТЬЯКША]). По его мнению, восприятие


    Новая философская энциклопедия




  50. Прабхакара

    принадлежащей к школе Миманса (см.). См. Burnell, "Classified Index of the Sanscrit Mss. in the palace at


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  51. САТКАРЬЯ-ВАДА

    ], ведантой [ВЕДАНТА]и мимансой. В санкхье формулируется следующим образом: «Поскольку

    в нее потенции (отсюда другое название саткарья-вады – паринама-вада [ПАРИНАМА-ВАДА]). В мимансе саткарья-вада


    Новая философская энциклопедия




  52. АНВИТА-АБХИДХАНА

    доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в мимансе [МИМАНСА


    Новая философская энциклопедия




  53. НИРИШВАРА-ВАДА

    традиционализма – мимансе [МИМАНСА], которая признавала важность их существования только в качестве


    Новая философская энциклопедия




  54. Джняна

    к спасению — бхакти. Трактовка джняны как знания самого себя у последователей Прабхакары (школа миманса


    Краткий религиозный словарь




  55. АБХАВА

    Кумарилы в мимансе, системно понимается как особый акт познания, к-рым познается реальное


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  56. Тантраварттика

    санскр. Tantravârttika) — индийский философский трактат философской школы Миманса (см


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  57. "ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ"

    их в последовательности: буддизм, ньяя, санкхья, джайнизм, вайшешика, миманса, локаята. На деле их получается семь

    синкретической ньяя-вайшешики. Удивительное опущение набиравшей силу веданты – «уттара-мимансы» объяснимо лишь

    при допущении ее ассоциации с «пурва-мимансой». Безоценочность «Шаддаршана-самуччаи» отличает


    Новая философская энциклопедия




  58. ДХАРМА

    брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса [МИМАНСА

    ]. По «Миманса-сутрам», «дхарма – это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием» (I.1.2

    составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в «Ньяя-манджари» полемизирует с тезисом мимансы

    в адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих

    предметов мимансы и веданты – дхармы и Брахмана, Шанкара в «Брахма-сутра-бхашье» намечает целый ряд


    Новая философская энциклопедия




  59. ВЕДАНТА

    примерно к 7–8 вв. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда ее другое название – уттара

    миманса, или поздняя миманса; в отличие от пурва-мимансы [ПУРВА-МИМАНСА](первой мимансы), также

    мимансы и санкхьи [САНКХЬЯ]),а также ряд положений и диалектических приемов буддизма [БУДДИЗМ


    Новая философская энциклопедия




  60. ансамбль

    квинтет 2 коллектив 21 команда 163 компарсас 1 комплекс 65 миманс 1 нонет 2 объединение 94 октет 2


    Словарь синонимов русского языка




  61. вьяса

    последовательности, — и последний известный Вьяса был автором Уттара Мимансы, шестой школы или системы индийской


    Теософский словарь




  62. МАЛЛИШЕНА

    вайшешики, ньяи, мимансы, веданты, санкхьи, буддистов и локаятиков. Вторая половина комментария


    Новая философская энциклопедия




  63. ВЕДАНТА

    течение; к веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва-миманса, некоторые учения


    Большой энциклопедический словарь




  64. сокровенный смысл упанишад

    она называется Уттара Миманса, и приписывается Вьясе, составителю "Вед", который, таким образом, считается


    Теософский словарь




  65. "БРАХМА-СУТРЫ"

    также "Веданта-сутры", "Шарирака-сутры", "Уттара-миманса") Бадараяны (приблиз. V— II вв. до н. э


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  66. АХИМСА

    индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  67. ДЖИВАНМУКТА

    быть Д. не признают: нет свободы в теле, но лишь от тела. Так же и миманса. Санкхъя признает


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  68. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА (В ИНДИИ)

    и достоверности шабды [ШАБДА] (санскр. «слово», «звук»), слова Вед. С точки зрения мимансы [МИМАНСА], слово Вед

    в мимансе как преходящая манифестация вечной шабды. В полемике с мимансой ньяя [НЬЯЯ] и вайшешика

    пространства, эфира).

    Вечности шабды в мимансе соответствовала вечность обозначаемого ею объекта

    определяя объект слова и как индивидуальную вещь, и как родовую форму. Последователи мимансы придерживались

    родовой формы (акрити) и универсалии (джати [ДЖАТИ]).

    Если миманса считала язык своего рода вечной


    Новая философская энциклопедия




  69. АСТИКА-НАСТИКА

    санкхья, йога, миманса, веданта и три неортодоксальных (настика-даршана): буддизм [БУДДИЗМ

    философских построениях (миманса и веданта), и те, которые лишь признают авторитетность ведийских речений


    Новая философская энциклопедия




  70. ВЬЯПТИ

    ВЬЯПТИ (санскр. – vyāpti, букв. – область, поле, арена, которую занимает термин) – в ньяеи мимансе

    [МИМАНСА]логическое отношение «проникновения» между терминами умозаключения. Напоминает


    Новая философская энциклопедия




  71. ДЖНИНА-МАРГА

    лишь Д.-м., но не карма-марга. Систематизацией первого пути занята (пурва) миманса, второго — (уттара

    миманса, т. е. веданта, свящ. же тексты, содержащие откровения о нем, суть в осн. упанишады


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  72. ПАДАРТХА

    поздняя миманса и др.) термин «падартха» использовался не только в онтологическом (вайшешиковском

    второму – родовую форму (акрити). Сторонники мимансы критиковали позицию Вьяди


    Новая философская энциклопедия




  73. ДАРШАНА

    Ортодоксальных школ обыкновенно называют 6: ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога

    еще и с конкретной предметной областью.

    Так, миманса исследует ритуал, йога — способы интеграции духа, ньяя

    и йогой своей проблематики (в общетеоретич. части их поглотила веданта), в превращении мимансы


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  74. ШРИДХАРА

    части и целого. Шридхара опровергает концепцию мимансы о шакти – силе, сообщающей действенность


    Новая философская энциклопедия




  75. НАВЬЯ-НЬЯЯ

    исчезла из Индии и осн. противниками в диспуте и полемике стали для этой школы веданта и миманса. Школа


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  76. Альмквист

    рус. пер. 1914) и в романе «Габриэль Мимансо» (1841—42) А. защищал интересы народа. Роман «Модино


    Большая советская энциклопедия




  77. Бренч, Алоиз Алоизович

    ГХТ Латвийской ССР (1945—1946), артист миманса в Театре оперы и балета, главный режиссер Управления


    Большая биографическая энциклопедия




  78. ШАНКАРА

    в многочисл. диспутах и побеждая сторонников иных даршан; обратил в веданту в т. ч. великого философа мимансы


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  79. ВЬОМАШИВА

    кшаника-вада), с некоторыми положениями мимансы школы Прабхакара Мишры [ПРАБХАКАРА МИШРА], а также


    Новая философская энциклопедия




  80. БХАВАВИВЕКА

    вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды систематически, за что его называют первым историком


    Новая философская энциклопедия




  81. ШРИДΧΑΡΑ

    части и целого. Шридхара опровергает концепцию мимансы о шакти [ШАКТИ] – силе, сообщающей действенность


    Новая философская энциклопедия




  82. Веданта

    с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно В. пурва-мимансу, отчасти

    от мира.

    Собственно В., или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих философских


    Большая советская энциклопедия


    1. миманс
      сущ. муж. рода, только ед. ч.

      иск.

      міманс -у

      Русско-украинский словарь




    2. миманс
      м.

      (мимический ансамбль) conjunto de mimos

      Большой русско-испанский словарь




    3. міманс -у
      імен. чол. роду, тільки одн.

      мист.

      миманс


      Украинско-русский словарь




    4. Statisterie
      Statisterie f = театр., кино

      статисты (собир.); миманс, массовка


      Большой немецко-русский словарь



№2 (2416)№3 (2363)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№5 (2327)№6 (2325)№7 (2323)№8 (2319)№8 (2319)№9 (2311)№10 (2309)