ВАЙБХАШИКА



  1. Вайбхашика

    Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму.


    Краткий религиозный словарь




  2. ВАЙБХАШИКА

    ВАЙБХАШИКА (санскр. vaibhāṣik ā – разъяснение, описание) – школа индо-буддийской философии хинаяны, развивавшая идеи сарвастивады [САРВАСТИВАДА].В течение восьми веков вайбхашика была главным оппонентом школ махаяны и индуизма.


    Новая философская энциклопедия




  3. ВАЙБХАШИКА

    ВАЙБХАШИКА (сарвастивада) — философская школа буддизма хинаяны. Сложилась в 3-2 вв. до н. э. Основной источник — трактат Васубандху "Абхидхармакоша". Развила буддийское учение о дхармах.


    Большой энциклопедический словарь




  4. ВАСУБАНДХУ

    йогачаров, школы буддизма махаяны. В сочинении "Абхидхармакоша" изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики.


    Большой энциклопедический словарь




  5. Саутрантика

    Философская школа буддизма хинаяны. Отделилась от вайбхашики во II — III веке н.э


    Краткий религиозный словарь




  6. Васубандху

     — представитель йогачаров, школы буддизма махаяны. В сочинении «Абхидхармакоша» изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики.


    Большая биографическая энциклопедия




  7. Мадхьямика-Сватантрика

    эта школа в свою очередь разделилась на две школы, одна из которых слилась с Вайбхашикой, а другая — с Йогачарой


    Краткий религиозный словарь




  8. САУТРАНТИКА

    "Абхидхармакоша". В отличие от вайбхашики саутрантика утверждает, что дхармы существуют лишь мгновение


    Большой энциклопедический словарь




  9. ХИНАЯНА

    независимого от каких-либо внешних условий, — идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.


    Большой энциклопедический словарь




  10. Нагарджуна

    вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным «диалектическим» методом демонстрации абсурдности


    Большая биографическая энциклопедия




  11. САУТРАНТИКА

    тексты Абхидхарма-питаки – третьей «корзины» буддийского канона, что сделали последователи вайбхашики

    [ВАЙБХАШИКА],составившие на них комментарии («Вибхаша»). Первым философом школы, сформулировавшим

    от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными


    Новая философская энциклопедия




  12. ВАСУБАНДХУ

    хинаянистической школы вайбхашика [ВАЙБХАШИКА]секты сарвастивада, затем под влиянием своего брата Асанги


    Новая философская энциклопедия




  13. ПУДГАЛА-ВАДА

    »), вайбхашики и саутрантики («Абхидхармакоша»). Среди махаянских авторов, критиковавших пудгала-ваду


    Новая философская энциклопедия




  14. ПРАДЖНЯ

    поведению (шила [ШИЛА]), так и медитации (самадхи [САМАДХИ]). В вайбхашике и саутрантике праджня


    Новая философская энциклопедия




  15. АБХИДХАРМА

    под эгидой царя Канищки (отсюда и название сарвастивады – вайбхашика [ВАЙБХАШИКА]). Текст составлен


    Новая философская энциклопедия




  16. ДХАРМЫ

    трактовка дхарм разрабатывается в школах абхидхармического анализа – вайбхашике [ВАЙБХАШИКА


    Новая философская энциклопедия




  17. БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    философии сыграли две хинаянские школы – вайбхашика [ВАЙБХАШИКА]и саутрантика [САУТРАНТИКА]и две школы

    вайбхашика и саутрантика отражены в «Абхидхармакоше»,тексте, созданном в 4 в. н.э. буддийским философом

    Васубандху [ВАСУБАНДХУ],который впоследствии перешел в махаяну. Основная идея вайбхашики состоит

    Вайбхашики доказывали, что чувственное знание выражается не в идеях объектов, составляющих содержание


    Новая философская энциклопедия




  18. ПАПА-ПУНЬЯ

    Ангуттара-никая IV.241 и сл.). У вайбхашиков возрастание заслуги объяснимо лишь при допущении


    Новая философская энциклопедия




  19. ПРОСТРАНСТВО В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    принципа. В буддийских школах саутрантика [САУТРАНТИКА]и вайбхашика [ВАЙБХАШИКА]акаша понимается


    Новая философская энциклопедия




  20. Хинаяна

    тхераваду, сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники Х. склонны


    Большая советская энциклопедия




  21. "АБХИДХАРМАКОША"

    вайбхашиков) и еще не перешел на позиции школы саутрантиков. Его текст опирается на важнейшие


    Новая философская энциклопедия




  22. АТОМИЗМ

    Буддийские школы вайбхашики и саутрантики, взгляды которых изложены Васубандху [ВАСУБАНДХУ

    и даже органы чувств. Вайбхашика насчитывает, напр., 14 видов атомов. Однако они не образуют ни диад


    Новая философская энциклопедия




  23. Буддизм

    в хинаяне — вайбхашики и саутрантики, в махаяне — йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики


    Большая советская энциклопедия




  24. Индия

    саутрантика н вайбхашика. Крупнейшим представителем последней был комментатор раннебуддийских


    Большая советская энциклопедия




№2 (2447)№3 (2354)№4 (2318)№5 (2316)№6 (2314)№7 (2310)№7 (2310)№8 (2302)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)