Субдоминанта



  1. субдоминанта

    СУБДОМИН’АНТА, субдоминанты, ·жен. (от ·лат. sub-под и dominans-господствующий) (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.


    Толковый словарь Ушакова




  2. Субдоминанта

    (от лат. sub — под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) — название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI ступеней.


    Музыкальная энциклопедия




  3. субдоминанта

    Суб/домин/а́нт/а.


    Морфемно-орфографический словарь




  4. СУБДОМИНАНТА

    СУБДОМИНАНТА — в музыке — одна из трех основных тональных функций. Основа аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.


    Большой энциклопедический словарь




  5. субдоминанта

    Субдоминанты, ж. [от латин. sub – под и dominans – господствующий] (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.


    Большой словарь иностранных слов




  6. субдоминанта

    сущ., кол-во синонимов: 1 аккорд 13


    Словарь синонимов русского языка




  7. субдоминанта

    орф.

    субдоминанта, -ы


    Орфографический словарь Лопатина




  8. Субдоминанта

    (от Суб... и Доминанта)

    в музыке, одна из трёх гармонических функций (см. Функции ладовые); также аккорд, расположенный квинтой ниже тоники (обозначение — S). Основа субдоминантовых аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется...


    Большая советская энциклопедия




  9. субдоминанта

    субдоминанта ж.

    Четвертая ступень диатонической гаммы и аккорд, построенный на этой ступени; нижняя доминанта.


    Толковый словарь Ефремовой




  10. субдоминанта

    Субдоминанта, субдоминанты, субдоминанты, субдоминант, субдоминанте, субдоминантам, субдоминанту, субдоминанты, субдоминантой, субдоминантою, субдоминантами, субдоминанте, субдоминантах


    Грамматический словарь Зализняка




  11. Субдоминанты

    (от лат. sub — под и dominantis — господствующий) — второй по численности вид после наиболее многочисленного (доминирующего) в сообществе. В многоярусном сообществе С. — доминирующие во второстепенных слоях виды. См. также Доминанты, Индекс доминирования.


    Экологические термины и определения




  12. субдоминант

    СУБДОМИНАНТ — преобладающий вид второстепенных ярусов.


    Ботаника. Словарь терминов




  13. Побочные субдоминанты

    Аккорды субдоминантовой функции по отношению ко всем ступеням тональности, кроме первой. См. в ст. Отклонение.


    Музыкальная энциклопедия




  14. функциональная субдоминанта содержания

    Элемент исходного текста, при воспроизведении которого в переводе допустимы определенные ограничения модификации.

    Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003


    Толковый переводоведческий словарь




  15. Доминанта

    на квинту вниз, называется субдоминантой; напр. в гамме до ступень соль будет Д., фа — субдоминанта.


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  16. слой сообщества

    фитоценоза, образованная популяцией доминанта или субдоминанта одной и той же экобиоморфы.


    Ботаника. Словарь терминов




  17. субассоциация

    СУБАССОЦИАЦИЯ — 1. Внутриассоциационная таксономическая единица, выделяемая на основе субдоминантов второго порядка. 2. Экологический вариант ассоциации.


    Ботаника. Словарь терминов




  18. Медианта

    Средняя нота в гамме между тоникой и доминантой, а также между субдоминантой и тоникой, считая

    до и доминантой соль. Нота ля — М. между субдоминантой фа и тоникой до. М. ми, находящаяся выше тоники


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  19. нот сансибль

    для тона субдоминанты: будет немного низка. Заметки об инструментовке. Глинка Переп. 1 179.


    Словарь галлицизмов русского языка




  20. аккорд

    секстаккорд 3 секундаккорд 3 септаккорд 4 субдоминанта 1 терцквартаккорд 3 терцквинтаккорд 1 тоника 4 трезвучие 4 ундецимаккорд 1


    Словарь синонимов русского языка




  21. Каденция

    завершающиеся доминантой или субдоминантой) К. Полные К. подразделяются на автентические (тонике

    предшествует доминанта) и плагальные (тонике предшествует субдоминанта), совершенные (тоника появляется

    в тяжёлом такте, в мелодическом положении примы, доминанта или субдоминанта перед ней даются в основном


    Большая советская энциклопедия




  22. Медианта

    аккордов М.: Ill — слабо выраженная доминанта, VI — слабо выраженная субдоминанта; в то же время III

    смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой.

    Ю. Н. Холопов.


    Большая советская энциклопедия




  23. ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ

    аккорды главным образом на V ступени) и субдоминанта (S, аккорды главным образом на IV ступени).


    Большой энциклопедический словарь




  24. Функции ладовые

    и субдоминанта (S). Аккорды доминанты и субдоминанты строятся на звуках, находящихся в отношении наивысшего

    и субдоминанты. Оригинальную концепцию Ф. л. («моментов» тяготения) создал советский теоретик Б. Л


    Большая советская энциклопедия




  25. Кварта, quarta modi

    К. в диатонической гамме называется еще субдоминантой, т. е. ступенью, находящеюся под пятой ступенью или доминантой.

    Н. С.


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  26. Терция в музыке

    называется верхнею медиантой. Нота, находящаяся между субдоминантой и тоникой и отстоящая от них на Т


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  27. Септаккорд

    ступени и в особенности его первое обращение — квинтсекстаккорд, имеющий в басу основной звук субдоминанты.


    Большая советская энциклопедия




  28. Д (De)

    moll), 4-я ступень (субдоминанта) гамм ля мажор, ля минор (a-dur, a-moll), 5-я ступень (доминанта


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  29. E, или ми

    moll), четвертая ступень (субдоминанта) гамм си мажор, си минор (h-dur, h-moll), пятая ступень


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  30. G, в музыке

    медианта) гамм ми-бемоль-мажор (Es-dur) и ми-минор (E-moll), четвертая ступень (субдоминанта


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  31. Плагальная каденция

    каденции, в котором заключительной тонике (См. Тоника) предшествует Субдоминанта (IV — I, — I, — I


    Большая советская энциклопедия




  32. Галоп

    сопровождающаяся простейшими аккордами тоники, доминанты, субдоминанты; в аккомпанементе "отбиваются" четверти


    Музыкальная энциклопедия




  33. Тальянка

    в смежной тональности (по кварто-квинтовому кругу). Аккомпанемент: тоника — субдоминанта — доминанта. В нач


    Музыкальная энциклопедия




  34. Лад

    гармонических функций ступеней Л. — доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта

    а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности


    Большая советская энциклопедия




  35. Неаполитанский секстаккорд

    neapolsky sextakord, frygicky sextakord) — секстаккорд II низкой ступени (или минорная субдоминанта с малой

    Функционально Н. с. — "крайняя" субдоминанта, предел движения в этом направлении (что даёт

    вспомогательный как заимствование из звукоряда др. тональности (минорной субдоминанты) или из др


    Музыкальная энциклопедия




  36. Мордовская музыка

    тоника, 2 — субдоминанта, 3 — доминанта, 4 — заключит. тоника.



    Особое место занимает субдоминанта

    субдоминантовым созвучием или одним из вариантов субдоминанты. В мордовской песенности сопоставление


    Музыкальная энциклопедия




  37. Гармоническая функция

    D, и субдоминанта, S). По тонике, устою, определяется центр лада. Две др. функции базируются

    в группы и выделение главных ступеней (I — тоника, IV — субдоминанта, V — доминанта) представляет

    доминанты и субдоминанты (Риманом был предложен и сам термин "функция"; функциональные обозначения


    Музыкальная энциклопедия




  38. Фанданго

    на субдоминанте мажорного звукоряда 2-й фразы, а 4-я — на его доминанте; 5-я фраза возвращается

    от доминанты к тонике мажорного звукоряда 2-й фразы; 6-я модулирует (обычно через субдоминанту) снова в "лад


    Музыкальная энциклопедия




  39. Риттер Г.

    альт, настроенный квинтой ниже, как "субдоминанту", в силу чего размеры этих инструментов


    Музыкальная энциклопедия




  40. Фуга

    субдоминанты; чаще ее проведение делается сжатым стретто. Ф. оканчивается органным пунктом на тонике

    и доминанты или прямо с доминанты, то спутник начинается с тоники нового строя и субдоминанты или прямо

    с субдоминанты; затем следует возвращаться в спутнике к такому же чередованию ступеней, как в вожде

    модулирует в тон субдоминанты строя спутника. Ф., в которой спутник является строгой имитацией вождя


    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона




  41. Половинная каденция

    а доминантой (или субдоминантой); как бы не доведённый до конца функциональный кругооборот (см. Каденция


    Музыкальная энциклопедия




  42. Медианта

    аккордов М.: III — слабо выраженная доминанта, VI — слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III

    субдоминантой и доминантой. В др. связях (напр., VI-III, III-VI, VI-II, II-III, VI-III и т.п


    Музыкальная энциклопедия




  43. Модуляция

    в альтерированную субдоминанту:



    Ф. Шуберт. Струнный квинтет ор. 163, часть II.

    От функциональной М. следует


    Музыкальная энциклопедия




  44. Гармонь

    На Г. с 4 кнопками извлекается и субдоминанта. На первых примитивных Г. даже простейшие муз. произв


    Музыкальная энциклопедия




  45. Блюз

    первый четырёхтакт — на тонич. гармонии, далее идут по два такта на субдоминанте и тонике


    Музыкальная энциклопедия




  46. Разрешение

    ", 1976, H. 1. См. также лит. при статьях Гармония, Диссонанс, Доминанта, Лад, Субдоминанта.

    Ю. Н. Холопов.


    Музыкальная энциклопедия




  47. Гармония

    Доминанта) и субдоминанты (См. Субдоминанта)). Логика ладофункционального движения сочетается


    Большая советская энциклопедия




  48. Отклонение

    сохраняет свою функцию неустойчивости. Т. о., введение побочных доминант (иногда и субдоминант

    но только предварёнными "доминантами в скобках" (так обозначаются им побочные доминанты и субдоминанты). Г. Шенкер


    Музыкальная энциклопедия




  49. Переменные функции

    смен может стать и местной (переменной) субдоминантой (для тоники g), и местной доминантой


    Музыкальная энциклопедия




  50. Диатоника

    систему трёх главных трезвучий — тоники, доминанты и субдоминанты, связанных между собой сильнейшим

    доминанты g, тон е — принадлежностью к тонич. трезвучию, f — как осн. тон субдоминанты и т. д


    Музыкальная энциклопедия




  51. Каденция

    такте, после доминанты (D) или субдоминанты (S) в осн. виде, а не в обращении. Если одно из этих

    отношениях к субдоминанте (содержащей осн. тон тоники в качестве квинты) и к доминанте (содержащей


    Музыкальная энциклопедия




  52. Мажоро-минор

    субдоминанту в мажоре). Развёрнутое изложение учения о М.-м. имеется у Ф. О. Геварта. В рус. лит-ре идея М


    Музыкальная энциклопедия




  53. Гармония

    группы доминанты и субдоминанты). Голосоведение также может рассматриваться как следствие гармонич

    разл. функц. комбинации устойчивости и неустойчивости (тоники, доминанты и субдоминанты); варианты

    в сторону субдоминанты в завершающих разделах. Зарождались модуляции. В связывании тональностей

    и субдоминанты, ощущалась не только в узких, но и в широких масштабах. Наблюдались проявления

    переменности функций (см. Переменные функции). Формировались функц. группы, в частности в сфере субдоминанты


    Музыкальная энциклопедия




  54. Диссонанс

    принадлежащих трезвучию субдоминанты (f1- а1- с2) и одного прибавленного тона d1. Всякий


    Музыкальная энциклопедия




  55. Ладовый ритм

    субдоминанты. Положением звуков в ладу определяется степень их напряжённости ("яркости").





    Лад, т


    Музыкальная энциклопедия




  56. Шопен

    своеобразие его музыки — широкое применение приёмов переменности, особенно в сфере субдоминанты


    Большая советская энциклопедия




  57. Функции ладовые

    Гармоническая функция, Тональность, Доминанта, Субдоминанта, Тоника, Мажор, Минор, Модуляция, Отклонение


    Музыкальная энциклопедия




  58. Фуга

    отклонения, чаще в субдоминанту (в Ф. fis-moll из 1-го тома "ХТК" также и в доминанту); возникающие

    темы в тональности доминанты или субдоминанты называется ответом или (устар.) спутником (лат. comes

    также всякое проведение темы в тональности доминанты или субдоминанты в любой части формы

    из 1-го тома "ХТК"), в конце раздела — тональности группы субдоминанты (в Ф. F-dur из 1-го тома — d


    Музыкальная энциклопедия




  59. Марш

    полная или сокращённая реприза 1-й темы. Средняя часть (трио) М. проходит в тональности субдоминанты


    Музыкальная энциклопедия




  60. Лад

    доминанты и субдоминанты (т.е. I, V и IV ступеней), рекомендуя побочные ("второстепенные


    Музыкальная энциклопедия




  61. Полифония

    явно тяготеют к тонико-доминантовым отношениям, далее заметен уход в сторону субдоминанты и возвращение


    Музыкальная энциклопедия




  62. Шопен Ф. Ф.

    творчеству, в т. ч. элементы ладовой переменности, особенно ощутимые в области субдоминанты, — II


    Музыкальная энциклопедия




  63. Музыковедение

    функций (тоника, доминанта и субдоминанта), Рамо заложил фундамент классич. учения о гармонии


    Музыкальная энциклопедия





  1. субдоминанта
    Субдамінанта

    Русско-белорусский словарь




  2. субдоминанта
    ж. муз.

    subdominante f

    Большой русско-испанский словарь




  3. субдоминанта
    Ж mus. subdominanta (diatonik qammanın dördüncü pilləsi).

    Русско-азербайджанский словарь




  4. субдоминанта
    Subdominant

    Русско-эстонский словарь




  5. субдоминанта
    Жен.; муз. subdominant

    Полный русско-английский словарь




  6. субдоминанта
    сущ. жен. рода

    субдомінанта

    Русско-украинский словарь




  7. subdominant
    Субдоминанта


    Эстонско-русский словарь




  8. subdominant
    музыкальное) субдоминанта


    Полный англо-русский словарь




  9. субдомінанта
    імен. жін. роду

    субдоминанта


    Украинско-русский словарь




  10. subdominante
    f муз.

    субдоминанта, нижняя доминанта


    Большой испанско-русский словарь




  11. Subdominante
    Subdominante f =, -n муз.

    субдоминанта


    Большой немецко-русский словарь




  12. sub-
    первая составная часть сложных слов суб-, под-, напр.: subdominanta субдоминанта; sub-komisja подкомиссия


    Польско-русский словарь




  13. fourth
    провозглашения независимости США) 3) муз. субдоминанта (четвертая ступень диатонической гаммы; тж. интервал

    Полный англо-русский словарь



№2 (2354)№3 (2320)№4 (2318)№5 (2316)№5 (2316)№5 (2316)№6 (2314)№7 (2310)№7 (2310)№8 (2302)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№9 (2300)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)№10 (2299)