джива



  1. Джива

    Индивидуальная душа с эго.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  2. ДЖИВА

    (от корня жить, быть живу) — первоначально "жизненное начало в человеке", затем терминологически уточнено как "индивидуальный дух конечного существа", в отличие от Бога или от Абсолюта, понимаемого безлично...


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  3. ДЖИВА

    ДЖИВА (санскр. jīva, букв. – живое [существо]) – в индийской религиозно-философской традиции отдельная, индивидуальная душа. Уже в Ригведе (I.164.


    Новая философская энциклопедия




  4. Джива

    Санскр. "живой". Понятие индийской философии, прежде всего джайнизма. Живое существо, душа. В джайнизме — одна из основных сущностей или субстанций. Дживе присущи сознание, вечность, способность к деятельности. Потенциально джива обладает нравственным с


    Краткий религиозный словарь




  5. джива

    (Санскр.) Жизнь, как Абсолют; также Монада или "Атма-Буддхи".


    Теософский словарь




  6. джива

    сущ., кол-во синонимов: 1 начало 92


    Словарь синонимов русского языка




  7. марут дживы

    (Санскр.) Монады Адептов, которые достигли конечного освобождения, но предпочитают воплощаться на земле ради Человечества. Однако, их не следует смешивать с Нирманакаями, которые намного выше.


    Теософский словарь




  8. Пашупати

    Бог Пашу или Джив; имя Шивы.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  9. МОКША (НИРВАНА)

    Освобождение, религ. идеал джайнизма, понимаемый как освобождение дживы от "кармического" вещества

    т. е. превращение сансарного дживы в сиддху.

    А. Дюранов


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  10. Авидьопадхи-Париччхинна

    Это природа Дживы: Париччхинна является разделённым, ограниченным; Джива является ограниченным с ограничивающим приложением невежества.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  11. Дехи

    Тот, кто имеет тело, осознание воплощённого Я; Джива или индивидуальная душа.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  12. Прамата

    Измеритель; знаток; эго или Джива.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  13. Дживаграма

    Живущие вещи; множество Джив или индивидуальных душ.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  14. Чидабхаса

    Отражённое сознание; (Джива); отражение ума.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  15. Вишва

    Космос; имя Дживы в пробуждённом состоянии.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  16. Дживасришти

    То, что создано Дживой, такое, как эгоизм, безличностность и т.д.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  17. Бимбапратибимбавада

    Доктрина, согласно которой Джива является отражением Брахмана; Джива, являющаяся отражением


    Йога и веданта. Словарь терминов




  18. Вишватайджасапраджна

    Джива в Джаграт, Свапна и Сушупти состояниях соответственно в Вьястхи или индивидуальном аспекте.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  19. Хамсамантра

    Мантра "Сохам", автоматически и непроизвольно повторяемая Дживой с каждым актом вдоха и выдоха.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  20. Дхвани

    Тон; звук; тонкий аспект жизненной Шакти Дживы в вибрации.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  21. Дэваяна

    Путь богов. Один из путей, принимаемых Дживой после оставления физического тела.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  22. Анубхава

    Прямое восприятие; опыт, интуитивное сознание (самореализация); идентификация Дживы с Брахманом; личный духовный опыт.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  23. ДВАЙТА

    творит миры по воле Вишну, Вою (ветер) посредничает между богом и дживами. Бог, дживы и неодушевл

    мир онтологически различны и вечны. Взаимно различны также отдельные дживы и отдельные вещи мира

    Мир и дживы не суть ни иллюзия (против Шанкары ни эманация бога (против Рамануджи). Бог — управитель

    в т. ч. кармы), но не творец из ничего. Весь мир одухотворен. Джива атомарен; блаженство присуще

    дживам по природе, затемнено кармой и проявляется в состоянии освобождения. Существует иерархия джив


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  24. Санчитакарма

    Общая сумма всех действий, выполненных Дживой во время бесчисленных предыдущих рождений, из чего распределяется Прарабдха для каждого нового рождения.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  25. Бхага-Тьяга-Лякшана

    чтобы показать идентичность Дживы и Брахмана в "Тат Твам Аси" Махавакьи; Вачьяртха (буквальное

    Ишварой и Кутастхой в Дживе) является взятой (усиленной).


    Йога и веданта. Словарь терминов




  26. Дхумамарга

    Путь тьмы, отличный от пути света, принимаемого Дживой в её путешествии к небесам; Питрияна.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  27. ативахики

    Санскр.) У вишиштадвайтистов — Питри, или Дэви, помогавшие развоплощенной душе, или Дживе, в ее переходе от мертвого тела в Парамападху.


    Теософский словарь




  28. НИГОДА

    НИГОДА — в джайнской мифологии души-дживы низшего порядка, в бесчисленном количестве заполняющие мир.


    Большой энциклопедический словарь




  29. Самвара

    В джайнизме остановка притекания кармического вещества к дживе. При полном соблюдении всех правил


    Краткий религиозный словарь




  30. ТАТТВЫ

    Девять осн. онтологических и экзистенциальных категорий джайнизма: джива, аджива, асрава, бандха


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  31. Арчиради Марга

    Путь богов или северный путь, предпринятый Дживой после смерти, с помощью которого Йог отправляется


    Йога и веданта. Словарь терминов




  32. Ашуддха-Майя

    Майя с преобладанием Раджаса; это Авидья Упадхи Дживы; это трактуется как Малина-Майя или Малина


    Йога и веданта. Словарь терминов




  33. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА

    таттв). Две первые категории — живое (джива) и неживое (аджива) составляют дуалистич. основу джайнской

    и может быть включено в состав одной из пяти (шести) субстанций (дравья). Джива рассматривается как одна

    субстанция, хотя отдельных душ-джив много; остальные субстанции составляют адживу. Джива — духовное

    живое, непротяженное вечное существо. Множество джив наполняет весь мир, эволюционируя от состояния

    полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Определяющим признаком дживы


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  34. Бхрамаракита-ньяя

    о ней. Точно так же Джива становится самим Брахманом с помощью интенсивной медитации на последнем (см. Арундхати-ньяя).


    Йога и веданта. Словарь терминов




  35. Джайнизм

    всех варн (каст).

    Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия — бытии

    несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива

    », образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит

    элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы

    ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д. — только одна из форм


    Большая советская энциклопедия




  36. ВИШИШТА-АДВАЙТА

    Джива есть часть бога как особое его определение; дживы вечны и зависят от бога, атомарны, отличны

    от тела, органов чувств, манаса и буддхи (интеллекта). Джива самотождествен в своих перевоплощениях

    джив). Причины нахождения джив в сансаре — неведение (подобно санкхъе или йоге) и карма. Спасение

    индивидуальности. Освобожденные дживы по способу существования тождественны богу, по природе отличны


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  37. Асамбхавана

    мощных отличий Ишвары, Дживы и вселенной?" Это разновидность сомнения, возникающего в умах учеников

    в случае с Дживами для практических целей в повседневной жизни.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  38. Карма

    Дживу или индивидуальную душу к колесу рождения и смерти.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  39. Упадхи

    близким. Упадха Дживы есть Авидья; Упадхи Ишвары есть Майя.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  40. Авидья

    Аджнана или Ашуддха-Майя. Она образует Карана-Шариру Дживы. Это Малини или нечистая Саттва.


    Йога и веданта. Словарь терминов




  41. Брахман

    Существо; Существо, обладающее Знанием-Блаженством-Абсолютом; Адхиштхана или субстрат Дживы Ишвары и Майи


    Йога и веданта. Словарь терминов




  42. БАНДХА

    ФИЛОСОФИЯ], означающая результат инфильтрации кармической материи в дживу, благодаря которой у дживы


    Новая философская энциклопедия




  43. САМВАРА

    ], означающая начальную стадию приостановки вливания в душу (джива [ДЖИВА])кармической энергии


    Новая философская энциклопедия




  44. НИГОДА

    Нигойя, в джайнской мифологии души-дживы, находящиеся на самой низкой ступени иерархии сансарных

    полагается бесконечным во времени и число джив в нем, способных достичь конечного освобождения, также


    Мифологическая энциклопедия




  45. МАЛЛИШЕНА

    классификация и калькуляция душ (см. Джива [ДЖИВА]) и, наконец, превосходство джайнских контекстных предикаций над всеми прочими моделями рациональности.

    В.К.Шохин


    Новая философская энциклопедия




  46. АСРАВЫ

    объяснить, каким образом душа (джива [ДЖИВА]), наделенная в своей сущности атрибутами всезнания


    Новая философская энциклопедия




  47. ГОСВАМИ (ГОСАИН, ГОСАМИ, СВАМИ, САМИ)

    " носили ученики и последователи Чайтаньи (Рупа Госвамин, Джива Госвамин и др.), развившие


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  48. Синус

    к гипотенузе. Инд. математики С. обозначали словом «джива» (букв. — тетива лука). Арабы переделали этот термин


    Большая советская энциклопедия




  49. ДАЙЯНАНДА САРАСВАТИ

    сущностей (Бог, душа, материя — Ишвара [ИШВАРА], джива [ДЖИВА], Пракрити [ПРАКРИТИ]). Обосновывал


    Новая философская энциклопедия




  50. ПАКУДХА КАЧЧАЯНА

    огонь, ветер), радость и страдание, а также одушевляющее начало (джива), характеризуемые

    «Сутра-кританге», где джива противостоит пяти стихиям. Влияние философа на последующую индийскую


    Новая философская энциклопедия




  51. "ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА"

    воззрение, познание и поведение. Праведное воззрение – убежденность в истинности 7 категорий: джива

    [ДЖИВА], аджива, асрава [АСРАВЫ], бандха, самвара, нирджара, мокша. Праведное, или аутентичное, познание

    – непосредственные. Главы 2–4 посвящены первой и главной категории – дживе. Подробные классификации душ

    [ДРАВЬЯ]) как таковых (включая и дживу). Общие их атрибуты – вечность, неизменность, бесформенность


    Новая философская энциклопедия




  52. УРДХВАЛОКА

    "Высочайшие", однако еще выше их располагается обитель освободившихся джив — Сиддхакшетра


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  53. МАНДАНА МИШРА

    ]как то, что не может быть определено как реально существующее или не существующее; джива [ДЖИВА]как локус неведения


    Новая философская энциклопедия




  54. АЧИНТЬЯ-БХЕДА-АБХЕДА

    между индивидуальными душами (джива [ДЖИВА]) и Брахманом существует одновременно единство и различие


    Новая философская энциклопедия




  55. БУДДХИ

    свойства души (джива [ДЖИВА]), когда Атман находится в сансарном состоянии; по ассоциации с буддхи


    Новая философская энциклопедия




  56. САНСАРА

    » опыт за ложно относящего его к себе «чистого субъекта» – Пурушу; ведантисты – дживой [ДЖИВА],как душой


    Новая философская энциклопедия




  57. ВИШУДДХА-АДВАЙТА

    – как многочисленные души (дживы [ДЖИВА]), а частицы его блаженной природы (ананда) выступают в роли «внутренних

    управителей» (антарьяминов) каждой дживы. Верховный антарьямин, по воле которого происходят все события


    Новая философская энциклопедия




  58. Руб-эль-Хали

    Джива, расположенный в центр. части пустыни, вытянут на 50 км вдоль погребённого русла


    География. Современная энциклопедия




  59. ДВАЙТА-ВЕДАНТА

    джива [ДЖИВА]) и неодушевленные предметы (джада); речения же священных текстов о единственности Брахмана

    и лживы, Бога и джады, дживы и джады, двух любых душ, наконец, двух любых неодушевленных частиц мира

    и души лишь метафорически считаются «телом» Кришны. Все дживы — это своего рода точечные носители


    Новая философская энциклопедия




  60. УПАДХИ

    что создает предпосылки для временного иллюзорного дробления Атмана на множество душ (джива [ДЖИВА]). Процесс


    Новая философская энциклопедия




  61. ЭКНАТХ

    поэму, описывающую свадьбу Рукмини и Кришны как духовное соединение дживы и Шивы. Оставил


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  62. ПРАНА

    ]«погружаются» в прану а та в свою очередь – в индивидуальную душу-дживу, которая соединяется с элементами


    Новая философская энциклопедия




  63. БХЕДА-АБХЕДА

    реальном существовании дживы [ДЖИВА], получающей свою форму от Брахмана и прямо зависящей


    Новая философская энциклопедия




  64. ВАЛЛАБХАЧАРЬЯ

    и вне Брахмана не имеет существования. Индивидуальная душа (джива) может достичь спасения и слияния


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  65. ШУНЬЯ-ВАДА

    или несуществование самого по себе любого существа, собственного «я» (атман), души (джива [ДЖИВА])и индивида (пудгала


    Новая философская энциклопедия




  66. МАДХВА

    индивидуальные души (джива [ДЖИВА]) и неодушевленные предметы (джада), однако лишь Кришна абсолютно


    Новая философская энциклопедия




  67. ГУНАСТХАНА

    нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  68. СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    в компендии, приписываемом адвайтисту Шанкаре [ШАНКАРА],излагается концепция «эка-джива-вада


    Новая философская энциклопедия




  69. ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ] (между 1–3 вв.) разрабатывает названную систему категорий и, отдельно, пять субстанций (джива [ДЖИВА

    и насчитывает их 7: джива, аджива (с конкретизацией до дхармы, адхармы, акаши и пудгалы), асравы [АСРАВЫ

    Это – тончайшая материя, образующая одно из субтильных тел души-дживы, которое «растет


    Новая философская энциклопедия




  70. ВИШИШТА-АДВАЙТА

    из которых к тому же вечно отлична от него и от других джив), но, пребывая бесконечно совершенной

    внутренние управители (антарьямин) отдельных джив, а также арча (частицы божественной природы в храмовых

    милосердия (крипа) к живущим. В свою очередь дживе, если она не относится к числу вечно свободных

    до низших джив –различается лишь степенью охвата объектов, вишишта-адвайта настаивает и на непрерывной


    Новая философская энциклопедия




  71. ДЖАЙНИЗМ

    вследствие взаимодействия джив (живого) и 5 видов неживого: пространства (акаша), условия движения

    дхарма), условия покоя (адхарма), материи или вещества (пудгала) и времени (кала). Число джив, вечных

    воды и другие сущности и природные явления. Дживы взаимодействуют с кармической материей, обретают

    Отношения живого и неживого проходят разные стадии, начиная от "притекания" кармического вещества к дживе

    и кончая мокшей — полным освобождением дживы от пут материального мира. Разные фазы этого отношения


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  72. начало

    генезис 7 головная часть 3 дебют 10 детерминанта 3 джива 1 докон 2 живинка 19 завязка 17 закон 22


    Словарь синонимов русского языка




  73. ДЖАЙНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

    догматики Д. лежит представление о двух вечных, несоз-данных, сосуществующих категориях — дживах (души

    активные агенты восприятия и действия) и адживах (неживые, неодушевленные начала). Число джив

    живых существ. Представление о дживах, связанное с общеиндийскими понятиями кармы и сансары, в Д

    гилозоизма, ибо душами — дживами наделены не только животные и растения, но и элементарные частицы материи

    земли, воды, огня, ветра, воздуха. Таким образом, в Д. безначальный и бесконечный круговорот джив


    Мифологическая энциклопедия




  74. АДВАЙТА-ВЕДАНТА

    индивидуальных душ (джива [ДЖИВА]), и только внутри него реален Бог-творец Ишвара, который в адвайте

    о природе души (джива), адвайта предлагает не столько четкое теоретическое объяснение

    » (мулавидья), сохраняющуюся даже в конце очередного вселенского цикла. Говоря о природе дживы


    Новая философская энциклопедия




  75. ВЕДАНТА

    и персонифицированного Бога-творца Ишвары [ИШВАРА],сущности человеческой души (джива [ДЖИВА]),источниках достоверного


    Новая философская энциклопедия




  76. ДЖАЙНИЗМ

    и активных духовных субстанций (дживы [ДЖИВА]), которые в своем истинном состоянии наделены всеведением


    Новая философская энциклопедия




  77. АДВАЙТА

    со сновидениями, когда активен только ум (манас), и сном без сновидений, когда джива временно обретает


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  78. РЕЛИГИЯ

    весьма многообразна. Общепризнано лишь представление о круговороте индивидуальных духов (джива


    Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму




  79. ДЖНЯНА

    И если души (джива) – это как бы точечные светильники, каждый из которых окружен собственным


    Новая философская энциклопедия




  80. Исаева, Наталия Васильевна

    индивидуальной души (джива) в Комментарии Шанкары на "Брахма-сутры" Бадараяны", в 1998 — докт. дисс


    Большая биографическая энциклопедия




  81. КАРМА

    наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива

    [ДЖИВА])и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно


    Новая философская энциклопедия




  82. Тригонометрические функции

    санскритского слова «джива» (буквально — тетива лука), которым индийские математики обозначали синус


    Большая советская энциклопедия




  83. Чёрное море

    и Кодор в Грузии, Джива и Бафра в ВосточнойАнатолии. Наиболее крупные заливы: Каркинитский, Каламитский


    Большая советская энциклопедия




  84. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Брах-манисты подвергали критике и концепцию джайнов, считавших душу-дживу соразмерной телу


    Новая философская энциклопедия




  85. Шри-Ланка

    С. П. Амарасингам, Варадар, Дж. Веджатунга, С. В. Веллупиллаи, С. Ганесалингам, К. Даниел, Д. Джива


    Большая советская энциклопедия




  86. Индия

    представление о плюрализме атомарных индивидуальных душ (джива) и противостоянии им неодушевлённой природы


    Большая советская энциклопедия




№2 (2416)№3 (2363)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№4 (2338)№5 (2327)№6 (2325)№7 (2323)№8 (2319)№8 (2319)№9 (2311)№10 (2309)